Наши проекты

                                                                                                                                               

                                                                Предложения

                                    по принятию ФЗ «О народном контроле в РФ».

 

 

 

 

 

          Межрегиональное общественное объединение « Северо-Западный центр противодействия коррупции в органах государственной власти » ( г. Санкт-Петербург ) ,  акредитованное в качестве независимого эксперта, уполномоченного на проведение  антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (Свидетельство Министерства Юстиции РФ №1724 от 25.04.2013 года.) обращается к Вам по вопросу внесённого для рассмотрения в Государственной Думе проекта ФЗ «Об основах общественного контроля в РФ» ( далее - ФЗ ).

 

          16.12.2012 года, в ходе парламентских слушаний в Совете Федерации указанного проекта ФЗ,  нашей организацией было предложено рассмотреть включение в проект ФЗ  положений  о народном контроле  в соответствии с требованиями ст.3 Конституции РФ.  В последующем мы неоднократно пытались довести нашу позицию на мероприятиях Общественной палаты РФ, Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества до основных разработчиков ФЗ:  Дискина, Гриба, Сванидзе, Федотова.   В апреле 2013 года  нами были подготовлены и направлены Президенту Российской Федерации, в Совет  Федерации и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Общественную Палату предложения по проекту федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

 Наше предложение основывается  полностью на  Послании  Президента РФ        Федеральному Собранию от 12.12.2012 года. Позвольте процитировать:

       « Российская демократия – это власть именно российского народа с его собственными традициями народного самоуправления, а вовсе не реализация стандартов, навязанных нам извне».  «Демократия – это возможность не только выбирать власть, но и постоянно эту власть контролировать, оценивать результаты её работы. Мы должны уделить большее внимание развитию прямой демократии, непосредственного народовластия, в том числе речь о праве народной законодательной инициативы».

 

           Мы предложили  включить в закон принципиально иной  институт  в данной сфере общественных отношений – народный контроль.

Эта идея нашла поддержку. Как следует из ответа Комитета Государственной Думы по Конституционному законодательству и государственному строительству  ( исх № СИ-Д-4/70 от 10 июня 2013 г)  « данный социальный институт послужит хорошим фундаментом, как для формирования гражданского общества, так и для формирования эффективного механизма контроля над властными структурами».  

          Председатель Комитета Совета Федерации по Конституционному строительству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, выражая  «признательность за активную гражданскую позицию» заверил, что наши предложения будут рассмотрены и учтены в работе Комитета при рассмотрении законопроекта (исх. №З1-44/1718 от 11 июля 2013 г.).

           Полностью разделяют нашу точку зрения и депутаты фракции КПРФ (исх. № ССМ-4/374 от 4 июля 2013 г.); ЛДПР (исх. № СИ-Д -4/70 от 10 июня 2013 г.).

Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека заверил, что  наши предложения по концепции проекта Федерального закона    будут « изучены самым внимательным образом »  (исх.  № А60-8-724 от 6 июля 2013 г.).

          Между тем, в  Государственную Думу был внесен проект  ФЗ,  который, по нашему мнению, не повлечет за собой  каких-либо серьезных изменений  в области  совершенствования механизма народовластия в  России.

Законопроект, по существу, лишь систематизирует институты и формы уже сложившегося при существующем законодательстве механизма общественного контроля.                

          Мы  с уважением относимся к работе всех субъектов общественного контроля, которые перечислены в ст. 7 названного проекта закона. Вместе с тем, никто не сможет возразить, что указанные в ст. 9 проекта формы  контроля давно предусмотрены законодательством и широко применяются гражданами и их объединениями.

          Деятельность названных институтов, хотя и свидетельствует о гражданской активности и желании власти создать видимость участия народа в управлении делами государства, однако в реальной жизни она мало эффективна.  Уровень коррупции, постоянные обращения граждан с жалобами на бездействие органов власти в сфере защиты  их прав требуют более решительных мер, в том числе и в сфере общественного контроля. Мы не предлагаем  ликвидировать существующие общественные обсуждения, различные слушания, мониторинги, проверки, деятельность общественных палат, советов и т. д. Наши предложения сводятся к тому, чтобы в государстве был сформирован реальный контроль народа над властью.  Все что существует - лишь формы позволяющие  увидеть и проинформировать общество о безобразиях в стране и в лучшем случае довести до сведения органов власти (контролирующих и надзирающих). Отсутствие единой структуры субъектов контроля, какой-либо организации, полномочий и реальной ответственности контролеров, по нашему мнению, приведет к хаосу в контроле. Не исключено, что органы власти, суды будут завалены  новыми жалобами.

       Проект ФЗ, по нашему мнению, предполагает создание очередного бюрократического аппарата, на этот раз, якобы от общественности. При этом указанный аппарат предлагается формировать ведомственными приказами и директивами.

     

        Мы предлагаем  в дополнение к указанным в проекте закона субъектам общественного контроля (существующим де факто) в разработанный ФЗ (принятие нового закона считаем нецелесообразным)  ввести новый институт народного контроля. Относительно терминологии «народный» или «общественный» контроль. В данном случае, по нашему мнению, эти понятия имеют принципиальное  значение.

        Считаем необходимым структуру народного контроля выстроить на основе представительной власти, избираемой населением муниципальных образований, районов, субъектов в виде советов депутатов, законодательных собраний соответствующих уровней. При них создать комитеты, отделы, группы народного контроля, работающих на общественных началах. В целях ротации предлагается сроки нахождения одних и тех же граждан в группах, отделах и комитетах народного контроля ограничить 2 – 2,5 годами. Руководителями групп, отделов, комитетов народного контроля следует избирать и из числа  депутатов представительного органа соответствующего уровня. Планы осуществления контроля, в том числе и по приоритетным направлениям, предлагаем разрабатывать и утверждать представительному органу власти соответствующего уровня.

       Народные контролеры – представители различных общественных объединений  граждан (по направлению своей деятельности) осуществляют  свою деятельность на общественных началах без оплаты их труда из средств бюджета. Принятие закона не потребует  дополнительного финансирования. Вместе с тем, представители общественных объединений, изъявившие желание быть народными контролёрами, обязательно проходят проверки (на судимость, медицинские и пр.), наделяются полномочиями тем органом представительной власти, при котором они работают и перед которым отчитываются о результатах своей работы.

      Исторический опыт Тамбовщины и Кронштадта – в прошлом, Донецка и Луганска – в настоящем показывают, что народ нуждается в самоопределении с помощью избранных им представительных органов и эту тенденцию игнорировать нельзя.

© 2021 МОО СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ЦЕНТР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ